Положительным переменам в настроении пациента способствуют изменения гормонального фона в его организме.
Современные исследования показали, что во время сеанса массажа уровень гормонов стресса (кортизола и других) заметно снижается, а уровень гормонов радости (окситоцина) значительно повышается, что значительно активизирует иммунную систему, способствуя скорейшемувосстановлению нарушенных функций организма.
Массаж входит в комплекс лечебных мероприятий, проводимых в больницах, санаториях, поликлиниках, лечебно-профилактических учреждениях.
Значение массажа в современной медицине трудно переоценить. Ом стал таким же предметом культа, как некогда психоанализ. Достаточно сказать, что в 1996 г. немецкие врачи прописали пациентам лечебный массаж 65 млн. раз. Для наглядности: население Германии составляет около 85 млн. жителей! Польза массажных процедур, в том числе по тибетской, индийской и прочим уже не экзотическим методикам, подтверждена тысячами экспериментов.
Словом, массаж - универсальное средство едва ли не от всех болезней. Но чем именно он целителен? Огромное - и притом комплексное - положительное воздействие массажа связано с окситоцином - нейрогормоном мозга позвоночных. Поглаживания и надавливания на кожу вызывают его выделение - а оно сопровождается целым рядом физиологических реакций, предохраняющих от стресса.
Сейчас налицо серьезные основания для следующей гипотезы. Механорецепторы информируют о прикосновениях к коже кору головного мозга; оттуда нервные сигналы поступают в гипоталамус, а тот стимулирует выработку окситоцина и ряда других гормонов, в том числе эндорфина - естественного болеутоляющего, производимого организмом(!). Важную роль играет частота поглаживании оптимальны сорок движений в минуту. По сообщениям немецких ученых. именно с такой периодичностью, выбранной вслепую, инстинктивно, "мы обычно ласкаем детей или почесываем ластящегося к ногам песика.
Не верите? - так проверьте с часами!
Одно из самых интересных открытий состоит в том, что некоторые молекулярные механизмы регуляции социального поведения оказались на редкость консервативными — они существуют, почти не меняясь, сотни миллионов лет и работают с одинаковой эффективностью как у людей, так и у других животных. Типичный пример — система регуляции социального поведения и общественных отношений с участием нейропептидов окситоцина и вазопрессина.
Эти нейропептиды могут работать и как нейромедиаторы (то есть передавать сигнал от одного нейрона другому в индивидуальном порядке), и как нейрогормоны (то есть возбуждать сразу множество нейронов, в том числе расположенных далеко от точки выброса нейропептида).
Сравнительно недавно (2005 год) была открыто психо-физиологическая роль окситоцина-нейромодулятора. В ходе нескольких экспериментов , выяснилось, что окситоцин увеличивает степень доверия к конкретному человеку.
В настоящий момент считается, что уровень окситоцина повышается при близком контакте с человеком, особенно при прикосновениях и поглаживаниях . Ещё больше окситоцина выделяется в процессе полового акта, и непосредственно в момент оргазма - как у мужчин, так и у женщин.
Окситоцин участвует в формировании связей между людьми, в том числе связей между матерью и ребёнком. Окситоцин понижает уровень тревожности и напряжения человека при контактах с другими людьми. Окситоцин стимулирует выработку эндорфинов, вызывающих ощущение "счастья". Кошка, которая мурлыкает в ответ на ваши поглаживания - типичный пример действия окситоцина.
(с)